УСПЕНСКИЙ СОБОР |
В семидесятые годы, когда деревья еще были молодыми, с Корпусного сада было очень хорошо видно в конце перспективы Октябрьской улицы построенную в чудесном классическом стиле колокольню Успенского собора. Увы, наше послевоенное поколение уже не помнит расположенный рядом с колокольней Успенский кафедральный собор. Его взорвали в 1934 году ревностные исполнители воли нашего Великого Кормчего, мечтавшего об обществе тотального атеизма. Храмы, надо отдать должное тогдашним властям, уничтожали по строго отработанному алгоритму, который предполагал вначале опись всего имущества храма специальной комиссией с последующей передачей ценной церковной утвари и икон различным музеям. И только после того как эта «дележка» заканчивалась в дело вступали взрывники. Да, да — именно взрывники, так как предки наши строили так добросовестно, что творения рук их могли бы стоять столетия. Бульдозером такое не сломаешь! Если Вам доведется когда-нибудь побывать в бывшем архиерейском доме (гарнизонный госпиталь) или в главном здании Петровского кадетского корпуса, обратите внимание на толщину стен, она ведь около метра!
Сороковые годы собрали грустный «урожай» уничтоженных полтавских храмов. Сретенская церковь, стоявшая на месте бывшего горисполкома (угол Комсомольской и Октябрьской улиц) прекратила свое существование в 1937 году, Воскресенская церковь, на месте которой находится музыкальное училище, — в 1936 году. Примеров такого истинно воинствующего материализма, даже в таком небольшом городе как Полтава, можно привести немало. Однако вернемся к истории сооружения полтавского Успенского кафедрального собора — одного из красивейших архитектурных памятников города. Еще в петровские времена на Ивановой горе (сейчас это район Красной площади) находился деревянный Успенский собор с небольшой двухярусной колокольней. По одной из легенд, в нем царь Петр I отслужил благодарственный молебен в честь победы в Полтавской битве. В Успенском соборе служил дьяком дед нашего великого земляка — И.П. Котляевского.
В 1776 году по ветхости он был продан на снос в село Ивашки, что в 12 верстах от Полтавы, где из его материала была построена небольшая церковь.
Рядом с собором находилось кладбище, существовавшее до начала XIX ст. Район этот известен множеством археологических находок, многие из которых сейчас можно увидеть в краеведческом музее, а также системой подземных ходов, расположенных на глубине от 6 до 12 метров и относящихся, в большинстве своем, к XVII-XVIII ст.
В 1748 году полтавский полковник Андрей Горленко, который находился на этой должности до 1765 года заключил договор с генерал-майором Иваном Хорватом, губернатором Новой Сербии, о строительстве в Полтаве нового каменного собора. Новой Сербией долгое время именовались земли которые в 1764 году составили Новороссийскую губернию, а столицей ее с 1765 года был Кременчуг. Строить собор было поручено приглашенному из Новой Сербии архитектору Стефану Стабанскому. Строительство длилось довольно долго, до 1770 года с небольшими перерывами по причине отсутствия средств и строительных материалов. Из книги В.Е. Бучневича «Записки о Полтаве и ее памятниках» можно узнать о стоимости строительных работ за период с 1754 по 1767, которая была скрупулезно подсчитана и составила 8637 рублей и 25,5 копейки. Фактически собор строился полтавским полком, а все отчеты о ходе строительства поступали в полковую канцелярию и счетную комиссию.
Первоначально собор был трехкупольным и имел размеры 15 сажень в длину и 8 в ширину (примерно 30 на 17 метров). В 1780 году было надстроено еще два купола над алтарной частью храма. Оригинальные архитектурные решения не позволяли полностью причислить его к определенному архитектурному стилю.
В.Е. Бучневич писал, что архитектура центральной части собора носила отпечатки римской архитектуры, а купола — греческой. Известный исследователь истории и культуры Михаил Яковлевич Рудинский, много лет проработавший директором нашего краеведческого музея и заложивший основы Полтавского художественного музея, в своей брошюре «Архитектурный облик Полтавы» писал «Архитектура собора при его рассмотрении вблизи привлекает внимание скорее необычностью своих масс чем их красотою. Общая строгость контуров, отсутствие теплоты при отделке стен и сухость в оформлении окон делают его при приближении холодным и чужим. Большая площадь и положение на высоком месте, благодаря чему он так четко рисуется на фоне неба, еще более углубляет это впечатление. Не будь двух задних бань — я назвал бы его костелом, безразличным к земле и застывшим в своем величии.....Рекомендую посмотреть на собор в ясный солнечный день с Мазуровской горы (от церкви святого Николая или с Келинского (Первомайского) проспекта)».
В 1787 году во время своего пребывания в Полтаве собор посетила императрица Екатерина II.
Т.Г. Шевченко в 1845 году изобразил домик Котляревского и Успенский собор со стороны Подола. В 1847 году, в связи с переводом Полтавской архиерейской кафедры из Переяслава в Полтаву, он становится кафедральным.
Долгое время район, прилегающий к собору был центром города. Даже в начале XIX ст. в Полтаве была только одна мощеная булыжником улица — от собора до Сретенской церкви. Когда после образования Полтавской губернии в 1802 году решался вопрос о расположении губернских административных зданий, один из предложенных вариантов предполагал строительство губернских присутственных мест именно напротив собора.
Усилиями протопопа Иакима Яновского, а также стараниями и пожертвованиями колежских асессоровАлександра Яшина и Ивана Пономарева в 1801 году было завершено строительство четырехярусной колокольни, заложенной еще в 1774 году. Она была построена в классическом стиле и увенчана шпилем. В ее втором ярусе был установлен большой колокол с отлитыми на его боках изображениями Богоматери, апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Вес этого великана составлял 350 пудов! В нижней части этого колокола была надпись о том, что он подарен собору князем Василием Михайловичем Долгоруковым 25 января 1780 года. В память об этом выдающемся военном деятеле екатерининской эпохи в ризнице храма хранился портрет генерал-аншефа — кавалера всех российских орденов и вырезанные из дерева гербы князей Долгоруких. Ну а в третьем ярусе колокольни находился знаменитый колокол Кызыкермен, отлитый из пушек, захваченных у турок при штурме Кызыкерменской крепости. При отливке колокола на московском заводе М.Д. Финляндского в него для улучшения звучания было добавлено 27 пудов серебра, пожертвованных полтавским полковником Павлом Семеновичем Герциком, который вместе с Иваном Мазепой участвовал во взятии крепости Кызыкермен. Из-за возникшей трещины он был снят с колокольни и долгое время стоял на соборном кладбище. В 1890 году он был повторно перелит в Москве и служил до конца века. Сейчас колокол находится в краеведческом музее.
В Успенском соборе находились уникальные евангелие издания 1628 и 1644 годов.
После расширения в 1899 году вместимость собора достигла 10 тысяч человек.
Тяжелые испытания принес ему XX век. Как утверждают очевидцы, с осени 1917 года по апрель 1919 года власть в Полтаве переходила с одних рук в другие двенадцать раз. Осенью 1917 года в 208 годовщину смерти гетмана Ивана Мазепы на Соборной площади была отслужена панихида по его памяти. Когда большевики в феврале 1918 года защищали Полтаву от наступающих немцев, на соборе, который доминировал по высоте в этой части города был установлен пулемет. Один из снарядов, выпущенных по городу, попал в стену алтаря но не пробил ее насквозь, а некоторые из домов, расположенных на Соборной площади были серьезно повреждены. Немцы, заняв город в марте, развернули на ней свою артиллерийскую батарею. Летом 1918 года архиерей Полтавский Феофан служил в соборе заупокойную литургию по казненному большевиками императору Николаю II, а несколько позже, в сентябре — по расстрелянным министрам Временного правительства Щегловитове, Коковцеве, Майорове, Маклакове и др. Кстати, один из них — Николай Алексеевич Маклаков (1845-1918) работал председателем Казенной палаты в Полтаве, которая располагалась в здании нынешнего горисполкома. В числе его сотрудников был известный писатель Афанасий Яковлевич Рудченко (Панас Мирный). В 1913 году Маклаков был назначен на должность черниговского губернатора, а затем — министра внутренних дел Российской империи. Тогда же, летом 1918 года, был предложен проект переименования улицы Александровской в Мазепинскую, а Корпусного сада — в Мазепин гай. После окончательного установления советской власти в городе Александровская улица стала носить имя Розы Люксембург, а Соборная площадь стала Советской.
Ну а затем наступили времена, о которых уже говорилось выше. В феврале 1929 года депутаты полтавского городского совета «получили наказ от избирателей», в котором говорилось «Закрыть и превратить в культурные учреждения такие церкви: Воскресенскую, Собор, Сретенскую, Спасскую и все часовни......». Непонятно, как уцелела в этой атеистической мясорубке колокольня собора. Ходил даже слух о том, что якобы она выполняет роль некой геодезической привязки, без которой затруднено построение карты города...
Словом, тут еще много непонятного. Очевидно одно — долг нынешнего и будущих поколений полтавчан возродить к жизни хотя бы некоторые из уничтоженных храмов. Не хотелось бы только, чтобы дело это делалось для галочки перед выборами. Здесь без души не обойтись.
Вернутся к оглавлению |